Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
353290, Краснодарский край, город Горячий Ключ, ул. Ленина, д. 191
Наш адрес
«Горячая линия» отдела по работе с обращениями граждан администрации муниципального образования город Горячий Ключ: +7 (86159) 3-63-77

Общий отдел: +7 (86159) 3-84-49 (доб.240)

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Информация об изменениях в законодательстве Российской Федерации, уточняющих ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения (скачать)



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                    30 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

    Председательствующего Сицинской О.В.,

    судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1710/2021 (УИД №) по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующими нормативных правовых актов в части

        по апелляционным жалобам администрации муниципального образования г. Горячий Ключ и Совета муниципального образования г. Горячий Ключ на решение Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим со дня принятия решение Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» с внесенными изменениями решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» в части включения в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ: ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, п. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, гг Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка муниципального образования город Горячий Ключ лесных участков, расположенных па землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 24 июня 2021 года    № 895, по картографическому наложению материалов лесоустройства со схемой генерального плана МО город Горячий Ключ Краснодарского края установлено включение в границы указанных населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества Краснодарского края. Лесные участки находятся в федеральной собственности, право на них закреплено за Российской Федерацией. Перевод указанных земель из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов привело к уменьшению площади защитных лесов, что прямо нарушает требования пункта 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ.

Решением Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования г. Горячий Ключ подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требованиях, поскольку судом первой инстанции при вынесении решения не исследован вопрос полномочий административного истца по предъявлению административных исковых требований в отношении лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории.

Совет муниципального образования г. Горячий Ключ также подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, поскольку судом первой инстанции при вынесении решения не исследован вопрос о соответствии генерального плана МО город Горячий Ключ Закону Краснодарского Края от 10 марта 2004 года № 669-КЗ «Об установлении границ МО город Горячий Ключ, наделении его статусом городского округа», которым установлены и описаны границы МО город Горячий Ключ.

На апелляционные жалобы Министерством природных ресурсов и Департаментом лесного хозяйства по Южному федеральному округу поданы письменные возражения, суть которых сводится к тому, что основанием для предъявления административного искового заявления Рослесхоза послужило то обстоятельство, что при формировании границ населенного пункта г. Горячий Ключ были незаконно включены земли лесного фонда из границ Горячеключевского лесничества.

Поскольку проектом генерального плана городского округа предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Таким федеральным органом исполнительной власти в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли иных категорий; рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Подтверждением формирования границ населенного пункта г. Горячий Ключ с частичным включением земель лесного фонда Псекупского, Ключевского, Саратавского, Кутаисского участковых лесничеств горячеключевского лесничества Краснодарского края является заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 24 июня 2021 года № 895, которое производилось путем наложения картографических материалов лесоустройства со схемой генерального плана МО город Горячий Ключ Краснодарского края.

ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлкеспроект», согласно уставу, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 декабря 2018 года № 998, осуществляет, в том числе, геодезическую и картографическую деятельность, имеет на это соответствующие лицензии и статус экспертного учреждения по направлению своей деятельности, следовательно, заключение о наличии пересечений лесных земель с землями населенного пункта является допустимым доказательством и относится к рассматриваемому спору.

Отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждено государственной регистрацией права собственности Российской Федерации (свидетельства от 24.12.2009 № 23-АЖ 1 11924, от 24.12.2009 № 23-АЖ 11 1925, от 24.12.2009 № 23-АЖ 111986, от 24.12.2009 № 23-АЖ 111923).

Таким образом, поскольку решением Совета муниципального образования г. Горячий Ключ от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края» незаконно включены земли лесного фонда в границы муниципального образования г. Горячий Ключ Рослесхозом правомерно предъявлены требования о признании недействующим решения Совета муниципального образования г. Горячий Ключ.

Прокуратурой Краснодарского края также представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.

Административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Следовательно, суд обоснованно сделал вывод о том, что права и законные интересы административного истца нарушены, так как на дату утверждения решения Совета муниципального образования Горячий Ключ от 6 сентября 2013 года № 243 и решения Совета муниципального образования Горячий Ключ от 18 июня 2015 года № 410 Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий и проектов генеральных планов поселений, которое оформляется путем подготовки заключений.

С учетом изложенного, по мнению прокуратуры, вывод суда о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов в части включения в границы населенных пунктов лесных участков нарушена, справедлив и обоснован.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Ахтырская В.И. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила отменить решение Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель Совета муниципального образования г. Горячий Ключ Луценко Ю.В. также просила отменить решение Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

         Прокурор Калиниченко А.В. просил оставить решение Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. Пояснил, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что при подготовке данного нормативного правового акта была соблюдена согласительная процедура и получено положительное мнение уполномоченного органа. Сомнений в правильности заключения филиала ФГБУ Рослесхоза ЮФО от 24 июня 2021 года № 895 и приложенных графических материалов не имеется. Также административным ответчиком не представлено иных графических материалов, которые опровергали бы данное заключение.

        Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником лесных участков Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: от 24.12.2009 № 23-АЖ 111924, от 24.12.2009 № 23-АЖ 111925, от 24.12.2009 № 23-АЖ 111986, от 24.12.2009 № 23-АЖ 111923, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 81-102).

    Решением Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» утвержден генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края.

    Решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О несении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» внесены изменения в генеральный план муниципального образования город Горячий ключ.

    В соответствии с генеральным планом в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, и. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка частично включены земли лесного фонда Псекупского, Ключевского, Саратавского, Кутаисского участкового лесничества Горячеключевского лесничества Краснодарского края.

    Данное обстоятельство подтверждается заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 24 июня 2021 года № 895, которое производилось путем наложение картографических материалов лесоустройства со схемой генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края.

    ФГБУ «Рослесинфорг», согласно Уставу, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 декабря 2018 года № 998, осуществляет, в том числе, геодезическую и картографическую деятельность, имеет на это соответствующие лицензии и статус экспертного учреждения по направлению своей деятельности.

    Согласно части 1 статьи 8 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

    Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4 статьи 6.1 ЛК РФ).

    В силу статьи 83 ЛК РФ и Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 № 1250, министерство предоставляет в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

    Если в соответствии с проектом генерального плана поселения, городского округа предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса).

    Таким федеральным органом исполнительной власти в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), которое осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

    Пунктом 5.4.3. Положения о Рослесхозе предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права и законные интересы административного истца нарушены, так как на дату утверждения решения Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 и решения Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и проектов генеральных планов поселений, которое оформляется путем подготовки заключений.

    Проверяя полномочия совета муниципального образования г. Горячий ключ на принятие оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 ГрК Российской Федерации).

В соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования город Горячий Ключ в компетенцию Совета муниципального образования город Горячий Ключ входит утверждение генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ. Внесение изменений в ранее принятые решения Совета также входят в компетенцию ответчика.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что после принятия, решение Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 и решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 опубликовано в газете «Вестник администрации города Горячий Ключ» и размещено на официальном сайте административного ответчика в сети «Интернет».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления, имеющим полномочия на его принятие, и введен в действие в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Проверяя процедуру принятия решения Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» и решения Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О несении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края», суд исходил из следующего.

Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентированы статьей 24 ГрК РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 24 ГрК РФ, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов установлен Приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 № 69 (действующей на дату принятия оспариваемых актов, утратил силу - 21.10.2016) «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение о Рослесхозе).

Согласно пункту 1 Положения о Рослесхозе (в ред. от 30 июня 2012 года, действующей на момент принятия оспариваемого акта), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за включением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Пунктом 5.4.3. Положения о Рослесхозе предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.

Более того, в соответствии с письмом Рослесхоза от 15 января 2013 № ЮД-11-42/174, проект генерального плана муниципального образования Горячий Ключ Краснодарского края не согласован, то есть фактически компетентным органом отказано в его согласовании (т. 1 л.д. 103).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что процедура принятия решения Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» и решения Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О несении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» в части включения в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, п. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка муниципального образования город Горячий Ключ лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края нарушена.

Проверяя соответствие решение Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 и решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (п. 2) и земли лесного фонда (п. 5) и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 1 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В силу части 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса). Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса).

Согласно подпункту «в» пункта 27 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК Российской Федерации.

В силу статьи 25 ГрК Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.

    Решением Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» утвержден генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края.

    Решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О несении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» внесены изменения в генеральный план муниципального образования город Горячий ключ.

    В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, и. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка частично включены земли лесного фонда Псекупского, Ключевского, Саратавского, Кутаисского участкового лесничества Горячеключевского лесничества Краснодарского края.

    Данное обстоятельство подтверждается заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 24 июня 2021 № 895.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ и подпункта «в» пункта 27 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 решением Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края» и решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 «О несении изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края включены в границы населенных пунктов г. Горячий Ключ, ст. Бакинская, с. Безымянное, х. Веселый, х. Домики, ст. Имеретинская, х. Красный Восток, п. Кура-Промысел, п. Кура-Транспортный, п. Кутаис, ст. Кутаисская, ст. Мартанская, п. Мирный, х. Молькин, п. Октябрьский, х. Папоротный, х. Первомайский, п. Приреченский, п. Промысловый, ст. Пятигорская, ст. Саратовская, п. Соленый, х. Сорокин, ст. Суздальская, п. Транспортный, с. Фанагорийское, с. Хребтовое, ст. Черноморская, с. Широкая Балка муниципального образования город Горячий Ключ лесные участки, расположенных на землях лесного фонда Ключевского, Кутаисского, Саратовского, Псекупского участковых лесничеств Горячеключевского лесничества Краснодарского края.

    Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Совета муниципального образования Горячий Ключ (пятый созыв) от 6 сентября 2013 года № 243 и решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ (пятый созыв) от 18 июня 2015 года № 410 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.

Председательствующий                      О.В. Сицинская

Судьи                                  Ю.А. Печурина

                                      С.В. Солдатова

 


Возврат к списку