Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере благоустройства
Муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Горячий Ключ подразумевает обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами и профилактику правонарушений в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Горячий Ключ. Исполнение данной муниципальной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденными решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 29 сентября 2023 г. № 270 (далее – правила благоустройства).
Субъектами проверки являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане. Проведение контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Плановые проверки проводятся на основании ежегодно утверждаемого уполномоченным органом плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Специалист, ответственный за проведение проверки, рассматривает документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении муниципальногоного образования, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты уже проведенных проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документыты о результатах осуществленного в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя муниципальногоного контроля.
Основанием для проведение внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, являются поступления обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации о фактах нарушения требований правил благоустройства.
Специалист, ответственный за проведение проверки, выезжает по мету нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, месту регистрации (проживания) гражданина.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, в пределах предоставленных полномочий имеют право:
осуществлять проверки соблюдения правил благоустройства;
пресекать и предотвращать нарушение правил благоустройства в установленном порядке;
составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, в отношении которых проводились контрольные мероприятия;
составлять предписания об устранения выявленных в результате проверок нарушений;
запрашивать и получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными актами;
обследовать территорию муниципального образования город Горячий Ключ, в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства;
составлять протоколы об административных правонарушениях в случае нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства обязаны:
руководствоваться законодательством Российской Федерации, региональным законодательством, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами;
соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
принимать меры по предотвращению и устранению последствий выявленных нарушений правил благоустройства в установленном порядке;
проводить профилактическую работу по устранению причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в области муниципального контроля в сфере благоустройства.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, осуществляют взаимодействие с органами прокуратуры.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований федеральных законов, законов субъекта РФ и муниципальных правовых актов по вопросам соблюдений правил благоустройства, должностные лица, проводившие проверку, в пределах предусмотренных полномочий обязаны:
выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к юридической ответственности.
Составами административных правонарушений, выявленных при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, будут являться, например:
воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушения законодательства (ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Необходимо заметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в пределах, установленных полномочий органов местного самоуправления. Он направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов и организаций по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.