19.11.2024
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 9 ноября 2024 г. № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 20 ноября 2024 года усилится ответственность работодателей (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) за невыполнение квоты для инвалидов, либо отказываются принимать на работу в пределах квоты.
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Напомним, квоты устанавливаются для работодателей с численностью работников не менее чем 35 человек. (Статья 4 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае»)
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и пункту 3 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов», выполнение работодателем установленной квоты обеспечивается в случаях наличия:
заключенного трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя. При трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считается кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов;
заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (далее - иная организация), заключившей соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем, которому установлена квота;
заключенного трудового договора между инвалидом и индивидуальным предпринимателем, заключившим соглашение;
договора возмездного оказания услуг или иного договора с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты посредством заключения соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем, заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, индивидуальным предпринимателем.
Работодатель освобождается от выполнения установленной квоты:
в случае если работодатели являются общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
при уменьшении численности работников до числа работников, при котором квота не устанавливается;
при отсутствии на учете в государственных учреждениях службы занятости безработных инвалидов, инвалидов, зарегистрированных в качестве ищущих работу соответствующих профессионально-квалификационным требованиям к вакансиям, заявленным работодателем, либо при отсутствии в субъекте Российской Федерации, где находится работодатель, иных организаций или индивидуальных предпринимателей, готовых заключить соглашение.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости за содействием в подборе работников из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов.
Государственные учреждения службы занятости по запросам работодателей предоставляют информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением.
Вместе с тем, применение административного наказания по статье 5.42 КоАП РФ, возможно только в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), то есть при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (проверок).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий являются:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В целях реализации ограничений на проведение проверок бизнеса, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок, одним из которых является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 248-ФЗ индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В условиях действия моратория на проверки значительно возрастает необходимость совершенствования механизмов внепланового контроля для реализации системы своевременного реагирования на возникновение рисков причинения вреда (ущерба).
Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденном постановлением Губернатора Краснодарского края от 30 сентября 2021 г. № 697 утверждены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
наличие (на основании сведений Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа), а также сведений государственных казенных учреждений Краснодарского края – центров занятости населения (далее – ЦЗН) о выданных направлениях на работу) у работодателя свободного рабочего места (более года), созданного или выделенного им в счет квоты для трудоустройства инвалидов, при условии неоднократного (не менее трех раз в течение года) направления ЦЗН на эту вакансию инвалида с целью трудоустройства;
наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, более одного года и отсутствие соглашения о трудоустройстве инвалида с иной организацией;
наличие в течение шести месяцев свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, которые составляют более 30 процентов от общего числа квотированных рабочих мест, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты».
Обращаем внимание, что в случае изменения в течение года наименования профессии, должности, заключения соглашения, данные индикаторы риска не срабатывают.