Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
353290, Краснодарский край, город Горячий Ключ, ул. Ленина, д. 191
Наш адрес
«Горячая линия» отдела по работе с обращениями граждан администрации муниципального образования муниципальный округ город Горячий Ключ Краснодарского края: +7 (86159) 3-63-77

Общий отдел:
+7 (86159) 3-99-63 (доб.240)
+7 (86159) 3-84-49 (доб.240)
                       

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ответственность работодателя за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов

Ответственность работодателя за невыполнение квоты для приема  на работу инвалидов 19.11.2024

Ответственность работодателя за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 9 ноября 2024 г. № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 20 ноября 2024 года усилится ответственность работодателей (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) за невыполнение квоты для инвалидов, либо отказываются принимать на работу в пределах квоты.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

Напомним, квоты устанавливаются для работодателей с численностью работников не менее чем 35 человек. (Статья 4 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае») 

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и пункту 3 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов», выполнение работодателем установленной квоты обеспечивается в случаях наличия:

заключенного трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя. При трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считается кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов;

заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (далее - иная организация), заключившей соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем, которому установлена квота;

заключенного трудового договора между инвалидом и индивидуальным предпринимателем, заключившим соглашение;

договора возмездного оказания услуг или иного договора с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты посредством заключения соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем, заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, индивидуальным предпринимателем. 

Работодатель освобождается от выполнения установленной квоты:

в случае если работодатели являются общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;

при уменьшении численности работников до числа работников, при котором квота не устанавливается;

при отсутствии на учете в государственных учреждениях службы занятости безработных инвалидов, инвалидов, зарегистрированных в качестве ищущих работу соответствующих профессионально-квалификационным требованиям к вакансиям, заявленным работодателем, либо при отсутствии в субъекте Российской Федерации, где находится работодатель, иных организаций или индивидуальных предпринимателей, готовых заключить соглашение.

Работодатели в целях выполнения установленной квоты вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости за содействием в подборе работников из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов. 

Государственные учреждения службы занятости по запросам работодателей предоставляют информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением.

Вместе с тем, применение административного наказания по статье 5.42 КоАП РФ, возможно только в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), то есть при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (проверок).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий являются:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

В целях реализации ограничений на проведение проверок бизнеса, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок, одним из которых является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 248-ФЗ индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. 

В условиях действия моратория на проверки значительно возрастает необходимость совершенствования механизмов внепланового контроля для реализации системы своевременного реагирования на возникновение рисков причинения вреда (ущерба).

Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденном постановлением Губернатора Краснодарского края от 30 сентября 2021 г. № 697 утверждены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

наличие (на основании сведений Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа), а также сведений государственных казенных учреждений Краснодарского края – центров занятости населения (далее – ЦЗН) о выданных направлениях на работу) у работодателя свободного рабочего места (более года), созданного или выделенного им в счет квоты для трудоустройства инвалидов, при условии неоднократного (не менее трех раз в течение года) направления ЦЗН на эту вакансию инвалида с целью трудоустройства;

наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, более одного года и отсутствие соглашения о трудоустройстве инвалида с иной организацией;

наличие в течение шести месяцев свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, которые составляют более 30 процентов от общего числа квотированных рабочих мест, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты».

Обращаем внимание, что в случае изменения в течение года наименования профессии, должности, заключения соглашения, данные индикаторы риска не срабатывают.

 


Возврат к списку