16.04.2019
Контрольная закупка – новая форма осуществления государственного контроля
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена статья 16.1 «Контрольная закупка».
Несмотря на то, что указанная норма закона действует около трех лет, на протяжении 2018 года она претерпела многочисленные изменения и в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 511-ФЗ.
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая выездная проверка. Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по согласованию с органами прокуратуры.
С 2019 года контрольная закупка продукции может проводиться не только при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в области защиты прав потребителей, но и в сфере качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.
В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю проверяемого хозяйствующего субъекта незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.
Надзор за исполнением законов в данном направлении осуществляется прокуратурой города на постоянной основе.
Заместитель прокурора
города Горячий Ключ Г.В. Самсонов